Игра со сверстниками

result-3

Было время, когда многие сомневались, могут ли дети-аутисты включаться в более-менее естественное общение со сверстниками. Когда-то мы и сами были в числе сомневающихся. Дети с официальными диагнозами, свидетельствующими о наличии РАС, ответили «могут». Теперь многие взрослые сомневаются в том, действительно ли было у этих детей расстройство аутистического спектра. Похоже, нам с вами, обычным взрослым, гораздо сложней перешагнуть через свою привычку воспринимать детей-аутистов сквозь призму устоявшихся представлений, чем детям-аутистам решиться преодолеть собственные ограничения.

Сегодня на вопрос о том, от чего зависит способность аутиста к естественному общению с окружающими, можем ответить следующее. Все зависит от нескольких факторов: исходная форма аутизма, эффективность оказываемой ребенку помощи специалистами и родителями, время до окончания дошкольного детства. От людей не зависит только исходная форма аутизма. Остальные слагаемые, как можно видеть, полностью зависят от взрослых — чем раньше начнем и эффективнее будем, тем больше шансов, что ребенок сможет более естественно играть и общаться с окружающими. Некоторым из наших детей удается уже в дошкольном детстве дойти до такой игры со сверстниками, которая никак не вяжется с представлениями об аутистических особенностях. Попробуйте, например, на этом видео распознать детей с РАС и детей, у которых никогда не было эмоциональных нарушений.

Аутизм многообразен. В психологической классификации О.С. Никольской он насчитывает четыре очень отличающиеся друг от друга группы. При эффективной коррекционной помощи аутизм ребенка постепенно переходит из своей изначальной формы в более легкую, затем еще в более легкую и т.д. Чем тяжелее форма аутизма, тем больше этапов предстоит пройти ребенку. Чем более эффективна для него помощь взрослых, тем выше вероятность, что он будет идти поступательно — без срывов и регрессов. Чем больше времени до окончания дошкольного детства у ребенка, поступательно двигающегося к более легким формам аутизма, тем больше у него шансов продвинуться как можно дальше. Соответственно, и ребенок с тяжелой формой аутизма может успеть достичь изначально «невозможного» для себя уровня игры, и ребенок с самой легкой формой аутизма может остаться в общении таким, каким был.

Мы с вами не боги, чтобы исключить все «непредвиденные случайности» и «неблагоприятные обстоятельства». Но при этом достаточно ответственные люди, чтобы действовать целенаправленно и сделать все, чтобы помочь ребенку продвинуться как можно дальше. Уже сегодня есть факты, свидетельствующие о том, что дети с тяжелыми формами аутизма могут дойти до инициативы в игре со сверстниками и успешно включаться, как минимум, в простые совместные игры, естественным образом реагируя на происходящее.

***

Игра со сверстниками

 

 

Метки:  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *