Целительные потешки и забавы с детьми-аутистами

987897m2

Почему мамы и папы, бабушки и дедушки, любящие тети и дяди, сестренки и братики так любят играть с малышами во всякие «ку-ку», «агу», «козу рогатую» и тому подобное? Почему родных людей так тянет наклониться к ребенку, улыбнуться, протянуть к нему руки, игриво пробежать пальцами по тельцу, потормошить бочок или пяточку и все это время, без остановки приговаривать что-то веселое и ласковое, неотрывно глядя ему в глаза? Заметьте: стоит только малышу попасть в поле зрения взрослого, как тот начинает совершать подобные вещи не задумываясь, инстинктивно, «автоматически». Ради чего сама природа подталкивает людей на такие действия и почему авторы эмоционально-смыслового подхода постоянно напоминают: «Учите потешки. Расширяйте репертуар. Забудьте, что ребенку 5-6 лет, играйте с ним, как с маленькими детьми». Что за целительные силы скрываются в простых и веселых потешках и забавах?

Если просто и коротко, то такие незатейливые игры помогают ребенку:

  • через заливистый смех снижать степень внутренней тревоги, который присущ не только особенным, а всем детям из-за пребывания в пока еще малознакомом и непознанном мире;
  • открывать для себя дополнительный источник сенсорного удовольствия, который со временем становится все важнее — общение с окружающими;
  • приобретать ценнейшие коммуникативные навыки, причем непроизвольно, пока лишь ради продления своего сенсорного удовольствия и приятных впечатлений от игры со взрослым;
  • развивать выносливость в эмоциональном контакте, стремясь к продолжению веселой и захватывающей игры;
  • опираться во взаимодействии не только на понимание, но и на эмоциональное чувствование другого человека (сильный ресурс детей-аутистов, который, правда, не всегда сразу заметен окружающим).

А пока мы думаем, как проще все это вам объяснить, смотрите фильм. В первой части вы услышите, какими ребята были раньше (за 1,5 года до начала целенаправленных игровых занятий по методу игровой терапии, разработанному в ИКП и адаптированному к применению в дошкольном учреждении) и увидите, чем они занимаются сейчас (на момент съемок). Вторая часть содержит нарезку из простых и веселых игр, которые безотказно действуют на любого ребенка, в том числе, благотворно влияя на детей-аутистов.

Реакции ребят на игру со взрослым и сверстниками, которую вы увидите, это результат, которого детям и педагогам удалось достичь за полтора года целенаправленных совместных игр. Смотрите внимательно. Надеемся, после просмотра этих кадров вы серьезно задумаетесь, так ли достоверны расхожие мнения о том, что при аутизме дети не способны к живому общению со взрослыми и сверстниками, физически не выносят зрительного и тактильного контакта, не эмоциональны, не заинтересованы, не инициативны и прочее. Мы считаем, что подобные утверждения бывают верны только в случае, когда дети с «чистыми», классическими проявлениями аутизма, не получают необходимой помощи. Помощи, о которой столько лет твердят авторы эмоционально-смыслового подхода и которую, как вы сами видите, может начать оказывать ребенку любой любящий родитель.

Помогайте своим детям развиваться. Вам это по силам. Включайте в игры веселые потешки и забавы, которые особенно нравятся ребенку. Используйте общеизвестные варианты или придумывайте свои. В фильме тоже есть потешки, которые были придуманы «на ходу» — ребенок попросил, педагог придумал, все сыграли, многие полюбили. Ваша игра от веселых забав и потешек станет только эффективней, а ресурс, необходимый ребенку для открытого, естественного общения, начнет с их помощью развиваться активней и качественней. Мы не просим нам верить. Мы держим кулачки, чтобы вы набрались смелости — попробовали и наконец-то воочию увидели сияющие глаза и услышали звонкий смех своего ребенка.

***

Целительные потешки и забавы с детьми-аутистами

 

 

Комментарии к теме “Целительные потешки и забавы с детьми-аутистами

  • 16.08.2016 в 15:51
    Ссылка

    Так ведь не бывает. В ролике точно дети с диагнозом РДА?

    Ответить
    • 16.08.2016 в 17:22
      Ссылка

      Как видите, бывает. Многие из нас тоже когда-то сомневались. Опыт показал, что сомнения были напрасными. Чем веселей игра, тем ярче результаты. Да, к сожалению, точно.

      Ответить
  • 18.08.2016 в 14:42
    Ссылка

    Если бы моего сына- аутиста чужая тетя начала так хватать за лицо, руки, он бы орал с утра до вечера. Он не позволяет даже близким с собой так «играть». Не всем подходят такие методы- можно вконец поломать психику детям.

    Ответить
    • 18.08.2016 в 15:46
      Ссылка

      Эти ребята тоже реагировали бы так, как вы описываете, если бы чужие тети делали то, что вы описываете. Кстати, обычные дети тоже бы так реагировали 😉 В ролике результат после 1,5 лет работы. Начало всегда аккуратное и постепенное. Дело не в том, что игровые методы не подходят. Детям игровые методы не могут не подойти. Игра для дошкольников естественна и гармонична. Скорее, не все с аутичными детьми контакт устанавливать умеют или в игру их вовлекать. Это нормально. Но этому научиться можно, а многим мамам и папам «от природы дано» 🙂

      Ответить
  • 18.08.2016 в 16:11
    Ссылка

    Может действительно вызывают сомнения кадры и фотографии в фильме, поскольку нет описания и короткой аннотации в самом тексте, что это именно результат работы. Но в самом начале фильма сказано, что 1,5 года назад… Можно немного конкретнее о том, сколько понадобилось времени и занятий этим ребятам, чтобы прийти к такому результату?
    Авторам методики и автору публикации огромное спасибо! Спасибо за кропотливую работу, за развитие детей. Это прямые практические подсказки для родителей…
    Еще вопрос ваши детки смогут пойти в обычную школу? Благодаря новому закону об инклюзивном обучении должны… В томских обычных школах уже берут детей с РДА?

    Ответить
    • 18.08.2016 в 16:29
      Ссылка

      «Можно немного конкретнее» — можно, добавили, спасибо. На два последних вопроса попросим ответить самих томских педагогов.

      Ответить
  • 18.08.2016 в 16:31
    Ссылка

    Посмотрела фильм. Очень вдохновляет! Аж мурашки по спине. Такой удивительно простой и доступный для всех метод, играть со своим ребенком, и столько пользы! Стоит пробовать. К тому же такие игры нравятся всем — и детям, и близким.

    Ответить
  • 18.08.2016 в 17:47
    Ссылка

    Сильно. Нет слов. Спасибо учителям за впечатляющие результаты. Здоровья им и детям, добра и дальнейших успехов.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *